Выявление факторов риска и предупреждение речевых нарушений у детей от 0 до 3 лет

В последние годы число детей раннего возраста от 2 до 3 лет, имеющих задержки речевого развития различного генеза или другие речевые нарушения значительно выросло.

По нашим данным (за 2010 год) всего 42% детей от 2 до 3 лет имеют нормальное речевое развитие, у 48% младших дошкольников отмечаются задержки речевого развития, которые впоследствии приводят к более тяжелым речевым нарушениям, таким как моторная или сенсорная алалия и дизартрия. У остальных 10% дошкольников уже в таком раннем возрасте наблюдаются серьезные речевые расстройства, такие как заикание – 5,5%, аутизм – 1,8%, различные степени тугоухости – 1,2%, ринолалия – 0,6% и мутизм – 0,6%.

Таких тяжелых речевых расстройств можно избежать, если родители и педиатры будут хорошо знать этапы раннего речевого развития детей от 0 до 3 лет и обращать своевременное внимание на факторы риска развития речевой патологии у детей раннего возраста.

В своей практике мы сталкиваемся с тем, что ни родители, ни педиатры не знают основных этапов раннего речевого развития дошкольников, хотя это основной критерий выявления задержек речевого развития.

Итак основными этапами речевого развития детей от 0 до 3 лет являются:

  1. Гуление – в 2-3 месяца ребенок уже произносит отдельные звуки, в основном это гласные типа: и, у. ай. Задержка сроков появления гуления или его отсутствие должно настораживать родителей и педиатра.
  2. Лепет – в 5-10 месяцев ребенок уже произносит отдельные слоги типа: ба, ма, па и цепочки слогов типа: ма-ма, ба-ба и т.д. Условно лепет можно разделить на ранний (отдельные слоги) – 4-6 месяцев и поздний (цепочки слогов) – 6-10 месяцев. Задержка или отсутствие лепета прямое указание на то, что ребенку необходимо проверить слух, а так же показать ребенка логопеду и неврологу. Логопед даст необходимые консультации по дальнейшему речевому развитию, а невролог определит нет ли у малыша неврологических заболеваний и при необходимости назначит лечение.
  3. Первые слова появляются у ребенка в возрасте 11-12 месяцев. Нижняя граница нормы – в 1 год у ребенка д.б. 4 слова, верхняя граница нормы – в 1 год около 10 слов. Слова должны быть соотнесены с определенным предметом (биби - машина) или близкими ребенку людьми (мама, папа, баба и т.д.). Словами считаются как нормальные, так и лепетные, соотнесенные с определенным предметом (гав - собака). Словарный запас у детей раннего возраста в норме нарастает в геометрической прогрессии и в 1,6 месяцев – он составляет 15-20 слова, в 2 года – активный словарь ребенка (это те слова, которые он говорит) – 100 слов и более, в 2,5 года ребенок говорит 250 слов и более. Если словарный запас ребенка не соответствует его возрасту необходимо обратиться к логопеду и неврологу.
  4. Фразовая речь – в 1,5-2 года ребенок начинает использовать 2-х словные фразы, состоящие из существительных, местоимений и глаголов, в 2-2,5 года использует 3-х – 4-х словные фразы, задает 1-2 словные вопросы. Во фразах появляются предлоги и некоторые прилагательные, а так же глаголы в настоящем и прошедшем времени, существительные во множественном числе.

Итак, к 3 годам ребенок с нормальным речевым развитием использует в речи от 800 до 1500 слов, фразу из 4-6 слов, часто сам задает вопросы с вопросительными частицами: почему, что, кто, где и когда, и отвечает на простые вопросы, правильно произносит 50% согласных и слова сложной слоговой структуры (из 3 слогов и более).

Если речь трехлетнего ребенка не соответствует данным требованиям, его необходимо показать логопеду, который определит какое речевое нарушение имеется у малыша, составит программу реабилитации, а так же направит его к необходимым специалистам для медицинской коррекции (неврологу, психиатру или сурдологу).

Родителям необходимо знать, что диагноз «задержка речевого развития» ставится ребенку только до 3 лет. Поэтому чем раньше родители обратились к специалистам, тем лучше и успешнее будет логопедическая и медицинская коррекция.

Чтобы избежать в дальнейшем более тяжелых речевых расстройств у детей необходимо, как только выявлено отклонение на каком-либо из перечисленных этапов речевого развития обратиться к логопеду или психологу, которые составят программу реабилитации и направят, если необходимо, к специалистам для медикокаментозного лечения или слухового протезирования.

Поэтому «бытующее» мнение, что к логопеду нужно обращаться только после 5 лет ошибочно, т.к. в более старшем возрасте тяжелые речевые расстройства такие как дизартрия и алалия устранить гораздо труднее. Эти речевые нарушения в школьном возрасте приводят к неуспеваемости, обусловленной дисграфией и дислексий.

Поэтому выявление и предупреждение речевых нарушений в раннем возрасте является актуальной проблемой как логопедии, так и педиатрии, неврологии, сурдологии и психиатрии.