Нарушения устной речи, письма и чтения, требующие логопедической коррекции

Согласно клинико-педагогической классификации выделяют следующие нарушения речи

  1. Нарушения устной речи:
    1. Расстройства фонационного оформления высказывания
      • афония и дистрофия - отсутствие, или нарушение голоса.
      • ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
    2. Расстройства звуковой стороны речи
      • дислалия - нарушение произносительной стороны речи, при нормальном слухе и сохранённой иннервации речевого аппарата.
      • дизартрия - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
    3. Расстройства темпо-ритмической стороны речи
      • брадилалия - патологически замедленный темп речи.
      • тахилалия - форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.
      • заикание - нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
    4. Нарушения структурно- оформления высказывания (системные нарушения речи)
      • алалия - отсутствие, или недоразвитие речи.
      • афазия - полная, или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга.
  2. Нарушения письменной речи:
      • дислексия (алексия) - частичное, или полное нарушение процесса чтения.
      • дизграфия (аграфия) - частичное, или полное нарушение процесса письма.