Нарушения устной речи, письма и чтения, требующие логопедической коррекции
Согласно клинико-педагогической классификации выделяют следующие нарушения речи
- Нарушения устной речи:
- Расстройства фонационного оформления высказывания
- афония и дистрофия - отсутствие, или нарушение голоса.
- ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
- Расстройства звуковой стороны речи
- дислалия - нарушение произносительной стороны речи, при нормальном слухе и сохранённой иннервации речевого аппарата.
- дизартрия - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- Расстройства темпо-ритмической стороны речи
- брадилалия - патологически замедленный темп речи.
- тахилалия - форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.
- заикание - нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
- Нарушения структурно- оформления высказывания (системные нарушения речи)
- алалия - отсутствие, или недоразвитие речи.
- афазия - полная, или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга.
- Расстройства фонационного оформления высказывания
- Нарушения письменной речи:
- дислексия (алексия) - частичное, или полное нарушение процесса чтения.
- дизграфия (аграфия) - частичное, или полное нарушение процесса письма.